Антон Шигапов (Mastercard): Бесконтактная карта — приложил, оплатил, поехал
О современных платежных технологиях в транспортной индустрии и перспективных кейсах применения бесконтактных карт рассказал в интервью «Банковскому обозрению» Антон Шигапов, директор по развитию бесконтактных технологий и транспортных проектов Mastercard в России.

Во время чемпионата мира по футболу нужно в сжатые сроки сообщать о прибытии работников-иностранцев
Чтобы поставить на учет иностранца, работодателю — принимающей стороне понадобится представить документы в орган миграционного учета в течение трех календарных дней. Обычно на это дается семь рабочих дней.
Ограничение будет применяться во время проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года — с 25 мая по 25 июля. Оно коснется работодателей в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, где пройдет чемпионат.
Отметим, изначально на период чемпионата мира по футболу срок подачи документов вовсе сократили до одних суток, но теперь на это отведено три дня.

Сокращение без учета преимущественного права — Мосгорсуд поддержал работодателя
Сотрудник отмечал, что он единственный кормилец в многодетной семье, а значит, обладает преимущественным правом остаться на работе.
Суд указал: поскольку сокращались все аналогичные должности, работодатель не был обязан анализировать преимущественное право. В итоге увольнение сотрудника признали законным. Правильность такого подхода подтверждается многочисленными примерами из судебной практики.

Верховный Суд РФ разъяснил судам, как правильно применять норму УК РФ об изменении категории преступления на менее тяжкую
Обращается внимание судов на то, что изменение категории преступления на менее тяжкую (ч. 6 ст. 15 УК РФ) позволяет обеспечить индивидуализацию ответственности осужденного за содеянное и является реализацией принципов справедливости и гуманизма.
Изменение категории преступления на менее тяжкую улучшает правовое положение осужденного, поскольку влияет, в частности, на назначение осужденному к лишению свободы вида исправительного учреждения, назначение наказания по совокупности преступлений, назначение условного осуждения, отмену или сохранение условного осуждения и др.

Верховный Суд РФ актуализировал рекомендации по вопросам судопроизводства с участием присяжных заседателей, порядку подготовки уголовных дел к судебному разбирательству и распределению судебных издержек
Разъясняются, в частности, следующие вопросы:

  • порядок заявления ходатайства о рассмотрении дел судом с участием присяжных заседателей, сроки направления такого заявления и порядок отбора претендентов в присяжные заседатели;
  • особенности проведения опроса кандидатов в присяжные заседатели и формирования коллегии присяжных заседателей;
  • требования к вопросам, подлежащим разрешению присяжными заседателями;
  • условия возобновления судебного следствия и постановки дополнительных вопросов в вопросный лист;
  • и другие вопросы.

ВС РФ не понял, почему экспедитор не может перевыставить перевозчику неоплаченный ущерб
При перевозке груз был поврежден. Экспедитор возместил заказчику ущерб частично и обратился в суд к перевозчику — ИП, которого он привлек для выполнения этого заказа. Первая инстанция в иске “отказала”. Поскольку экспедитор не возместил ущерб полностью, к нему не перешло регрессное требование к перевозчику. Апелляция ее “поддержала”.
Однако не понятно, на какой норме закона основывался суд, делая такой вывод. На это “указал” ВС РФ, направив дело на новое рассмотрение.

Если кредитор не обратился ликвидационную комиссию, это не значит, что он не заявил требования
Заказчик пытался оспорить задолженность по договору подряда. Один из аргументов: генподрядчик не обратился в ликвидационную комиссию с требованием о погашении суммы долга. По мнению заказчика, это нарушение процедуры ликвидации и досудебного порядка урегулирования спора.
Действительно, в суде не было доказано, что генподрядчик обращался напрямую в ликвидационную комиссию. Однако претензию о наличии суммы долга с требованием о ее уплате он направлял, и она была получена ликвидатором заказчика. Последний на нее ответил, оставив без удовлетворения. Это дало генподрядчику право обратиться в суд за взысканием задолженности.

Обновлены типовые формы контрактов для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Типовые формы контрактов приведены в соответствие с действующим законодательством в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. В частности, они дополняются указанием на идентификационный номер закупки в единой системе закупок; также уточняются положения контрактов об условиях оказания услуг, права и обязанности сторон контракта и ряд иных условий.

Казначейством России даны разъяснения по применению положений Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
В частности, сообщается:

  • в какой форме заказчик обязан заключить соглашение с единственным поставщиком по результатам осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, указанным в части 4 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ: в форме гражданско-правового договора или государственного контракта;
  • допускается ли заключение вместо контракта именно гражданско-правового договора и если да, то в каких случаях допускается его заключение (кроме случая, предусмотренного п. 29 ч. 1 ст. 93);
  • при заключении контракта на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ необходимо ли проверять участника размещения заказа на соответствие требованиям, установленным ч. 1 ст. 31 Федерального закона от N 44-ФЗ;
  • нужно ли размещать извещение об осуществлении закупки по договору купли-продажи электроэнергии.

Казначейством России подготовлены ответы по вопросам, касающимся применения положений Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Сообщается, в частности:

  • должностное лицо какого структурного подразделения территориального органа Федерального казначейства может быть назначено контрактным управляющим;
  • в каком случае необходимо создание контрактной службы в управлении Федерального казначейства по субъекту РФ;
  • как закрепить полномочия контрактных управляющих (достаточно ли перечислить их в должностном регламенте или необходимо издавать приказ); может ли быть несколько контрактных управляющих (например, в приказе об осуществлении закупки электронным аукционом одним из пунктов назначить контрактного управляющего по данной закупке);
  • допускается ли включение в состав контрактной службы специалистов отделов, являющихся администраторами закупок, и отделов, сопровождающих осуществление закупки (отдел финансового обеспечения, юридический отдел);
  • какое высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок должны иметь работники контрактной службы, контрактный управляющий согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона N 44-ФЗ;
  • необходимо ли создание контрактной службы в случае, если совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей, и кто из должностных лиц должен входить в состав контрактной службы.

С 1 июля 2018 года установлены предельные размеры платы, взимаемой операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок
Оператор электронной площадки (оператор специализированной электронной площадки) (далее — операторы) вправе взимать плату с лица, с которым заключается контракт по результатам электронной процедуры, в размере, не превышающем: 1% начальной (максимальной) цены контракта (но не более 5 тыс. рублей без учета НДС), а в случае заключения контракта у субъектов малого предпринимательства — в размере, не превышающем 1% начальной (максимальной) цены контракта и не более 2 тыс. рублей.
Взимание платы осуществляется путем перечисления денежных средств на банковский счет операторов. Взимание платы с лица, не являющегося лицом, с которым заключается контракт, не допускается.
Также указывается, что операторы не вправе взимать плату с лица, контракт с которым заключается в случае уклонения от заключения контракта победителя электронной процедуры, закрытой электронной процедуры.
Постановление вступает в силу с 1 июля 2018 года.

Минфин России изложил свою позицию по вопросу осуществления закупки у единственного поставщика за наличный расчет через подотчетных лиц путем принятия денежных обязательств
Сообщается, что в соответствии с положениями пункта 15 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 указанного Федерального закона, контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок.

Суд указал, что заказчикам нельзя искусственно дробить закупку
Заказчик заключил с единственным поставщиком в один день восемь контрактов, каждый на сумму менее 100 тыс. руб., на поставку спортивного инвентаря для одного стадиона. В этот же день поставщик их исполнил. АС Волго-Вятского округа признал такие действия нарушающими Закон N 44-ФЗ и Закон о защите конкуренции.
По мнению суда, все контракты образовали единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную восемью контрактами для формального соблюдения ограничений.
Заказчик располагал достаточным временем, чтобы провести конкурентную закупку. Ее отсутствие не привело к эффективному использованию бюджетных средств.
Единственный поставщик получил преимущественное положение. Другие хозяйствующие субъекты были лишены возможности поучаствовать в этой закупке.

Верховным Судом РФ обобщена практика судов по вопросам заключения, изменения, расторжения и исполнения договоров, связанных с закупками юрлиц
Поясняется, в частности, что при разрешении споров, вытекающих из заключенных договоров, судами должны применяться нормы о закупках, толкуемые во взаимосвязи с положениями ГК РФ, а при отсутствии специальных норм непосредственно нормами ГК РФ. В рамках применения указанных норм судам также необходимо учитывать содержащиеся в Федеральном законе «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» принципы осуществления закупочной деятельности и особенности заключения, изменения, расторжения и исполнения отдельных видов договоров.

Заказчики по закону 223-ФЗ не вправе требовать, чтобы товар поставил производитель или дилер
Заказчик “потребовал”, чтобы участник закупки являлся производителем товара либо иным лицом, обладающим правом поставлять товар. Это право должен предоставить производитель. “По мнению ФАС”, такие положения документации нарушают Закон N 223-ФЗ.
Госорган принимал и иную позицию: требование о наличии у участника статуса производителя или дилера правомерно. Мнение судов по этому вопросу также разнится.
Полагаем, во избежание возможных претензий со стороны контрольного органа заказчикам лучше не устанавливать подобное требование.

Обновлена форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг
Согласно новой форме, в платежный документ включается 5 разделов:

  • сведения о плательщике и исполнителе услуг;
  • сведения о показаниях индивидуальных приборов учета;
  • расчет размера платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, взноса на капитальный ремонт;
  • справочная информация;
  • расчет суммы к оплате с учетом рассрочки платежа.

Ранее действовавшая аналогичная форма включала 8 разделов.

ФНС утвердила форму уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет по земельному налогу
Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет.