Нецелевой расход: суд посчитал, что средства ОМС нужно вернуть в бюджет фонда, а не на свой счет
При проверке выяснилось, что медорганизация использовала средства ОМС не по целевому назначению. ТФОМС потребовал вернуть деньги в бюджет, однако организация лишь восстановила средства на своем лицевом счете. АС Восточно-Сибирского округа признал, что этого недостаточно. Механизм возврата нецелевых средств ОМС не предусматривает возможность восстанавливать их на своем же счете, который открыт для получения средств ОМС. Похожий спор ВС РФ отправил на пересмотр. Нижестоящие суды не приняли доводы фонда и освободили медучреждение от возврата денег в бюджет.
Читать материал полностью

Суд: целевую субсидию нельзя тратить не по назначению, даже если расходы согласовал учредитель
Учреждению выделили целевую субсидию для содержания имущества. После проверки выяснилось, что часть средств была потрачена на зарплату и страховые взносы штатным сотрудникам. Они работали в зданиях, которые относятся к госзаданию. Контролеры сочли такие траты нецелевыми и потребовали вернуть деньги в бюджет. Суды поддержали эту позицию. Они отметили: одобрение и согласование спорных расходов учредителем не говорит о том, что целевая субсидия потрачена по соглашению о ее предоставлении.
Читать материал полностью

Инвентаризация в учреждении: Минфин дал рекомендации по ее проведению
В методрекомендациях к общим требованиям по инвентаризации приведены среди прочего такие особенности ее организации:

  • в инвентаризационной комиссии должно быть минимум 3 человека;
  • при инвентаризации финансовых активов, а также обязательств по оплате труда и платежей в бюджеты в комиссию нужно включить бухгалтера;
  • во время инвентаризации нельзя изменять состав комиссии, даже если после ее начала одного из членов комиссии нет по уважительной причине (болезнь, отпуск, командировка и пр.);
  • полномочия по проведению инвентаризации можно возложить на комиссию по поступлению и выбытию активов или на комиссию по подготовке и принятию решения о списании имущества;
  • решение о проведении инвентаризации можно скорректировать только до ее начала;
  • по общему правилу годовую инвентаризацию нельзя проводить раньше 1 октября.

Отметим, если в учетной политике учреждения на 1 июля 2024 года не учтены нормы общих требований к инвентаризации, данный документ можно применять только в части, которая не противоречит этим требованиям.
Читать материал полностью

Госзаказчик приобрел услуги по озеленению территории без доптребований — суды не нашли нарушений
По условиям закупки услуг по озеленению и содержанию мест общего пользования исполнителю следовало, в частности, посадить цветы и ухаживать за ними. Контролерам пожаловались на то, что заказчик не установил доптребования. По мнению заявителя, предмет закупки относится к благоустройству. Жалобу признали обоснованной. Три инстанции с этим не согласились:

  • по правилам благоустройства оно включает комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству и размещению объектов и др. Озеленение — элемент благоустройства. Доптребования же применяют при закупке всего комплекса. Исходя из техзадания заказчик его не приобретает;
  • закупаемые услуги не направлены на устройство или создание индивидуально-определенной вещи. Они нужны для поддержания нормального состояния существующих архитектурных решений.

ВС РФ не стал пересматривать дело.
Читать материал полностью

ВС РФ поддержал суды, которые не сочли повторный госконтракт замещающим и не взыскали убытки
Стороны заключили контракт на поставку товара. До его исполнения контрагент сообщил заказчику, что у него нет трудовых ресурсов, чтобы выполнить обязательства, и предложил расторгнуть сделку. Контракт прекратили по соглашению. Заказчик закупил более дорогую продукцию, поэтому потребовал от первоначального поставщика возместить разницу в цене. Три инстанции не сочли повторную сделку замещающей и деньги не взыскали:

  • первоначальный контракт расторгли по соглашению, в котором указали, в частности, что взаимных претензий у сторон нет. Значит, они добровольно урегулировали все последствия его прекращения;
  • то, что убытки возникли из-за поставщика, не доказали. Из переписки сторон не следует, что он виноват в срыве сделки. Подписание соглашения означает, что причины, по которым поставщик не смог исполнить обязательства, заказчик счел уважительными;
  • в соглашении нет ни положений о том, что поставщик нарушил контракт, ни условий о возмещении заказчику убытков.

В практике можно встретить пример ситуации, когда с поставщика взыскали спорные убытки, хотя контракт стороны расторгли по соглашению. ВС РФ не стал пересматривать дело.
Читать материал полностью

Суды поддержали требование безупречной репутации участников за 5 лет до закупки по Закону N 223-ФЗ
Заказчик приобретал продукты для организации детского питания. Чтобы оценить деловую репутацию участников, он требовал представить декларацию об отсутствии за 5 лет до закупки:

  • фактов ненадлежащего исполнения госконтрактов или договоров по Закону N 223-ФЗ;
  • нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, которые выявили контролеры.

Читать материал полностью

Минфин: нельзя списать неустойку, если заказчик удержал ее из оплаты по госконтракту
По мнению ведомства, Правила N 783 не применяют к контрактам, по которым неустойку удержали из оплаты. Отметим, некоторые суды считают иначе. Например, АС Западно-Сибирского округа взыскал с заказчика удержанную неустойку, поскольку увидел основания для ее списания.
Читать материал полностью

Расширен перечень оснований для запрета продажи лекарственных средств
С 1 марта 2025 года запрещается продажа лекарственных препаратов для медицинского применения:

  • в отношении которых в системе мониторинга отсутствуют сведения о нанесении средств идентификации или сведения о вводе в гражданский оборот;
  • в отношении которых осуществлена блокировка сведений о вводе в гражданский оборот, об обороте или о прекращении оборота;
  • применение которых приостановлено по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти;
  • гражданский оборот которых прекращен;
  • срок годности которых истек;
  • в отношении которых не соблюдены требования в части характеристики средства идентификации, порядка его нанесения и требований к структуре и формату информации, которую содержит средство идентификации.

Указанные ограничения не распространяются на лекарственные препараты для лечения редких (орфанных) заболеваний. Порядок применения запрета устанавливается Правительством РФ.
Читать материал полностью

Разрешена продажа лекарств в участковых больницах, расположенных в сельских местностях, в которых отсутствуют аптеки
Законом закреплена возможность осуществления лицензионной фармацевтической деятельности в любых медицинских организациях и их обособленных подразделениях. Он вступает в силу с 1 сентября 2024 года. Также документом расширен круг лиц, имеющих право на осуществление фармацевтической деятельности в РФ.
Читать материал полностью

Установлен новый механизм обращения с медицинскими отходами
В Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепляются понятия «обращение с медицинскими отходами», «накопление медицинских отходов», «обеззараживание медицинских отходов» и «обезвреживание медицинских отходов». Предусматривается, что обращение с медицинскими отходами осуществляется в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, в том числе санитарными правилами.
Читать материал полностью

Подписан закон, уточняющий порядок оказания медицинской помощи лицам, подвергнутым административному аресту
Согласно поправкам, оказание первой помощи и медицинской помощи будет осуществляться медработниками медицинских организаций МВД России (медицинские работники места отбывания административного ареста), а при необходимости — медработниками медицинских организаций государственной или муниципальной системы здравоохранения. Финансирование таких расходов будет осуществляться за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных МВД России.
Читать материал полностью

С 1 марта 2025 года изменятся правила посещения пациентов священнослужителями при оказании медицинской помощи в стационарных условиях
Согласно принятому закону, пациент имеет право на допуск к нему священнослужителей централизованных религиозных организаций и религиозных организаций, входящих в их структуру. Общие требования к организации посещения пациента указанными священнослужителями в целях совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в медицинской организации, в том числе в подразделениях интенсивной терапии и реанимации, утвердит Минздрав России.
Читать материал полностью

Разъяснены требования к концессионным соглашениям и соглашениям о ГЧП в сфере здравоохранения, условиями которых предполагается оказание медицинской помощи в рамках программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
Отмечается, что при подготовке проектов соглашений не соответствует законодательству установление в том числе: гарантий для концессионера/частного партнера/оператора по объемам медицинских услуг в рамках программы ОМС и тарифам на оказываемые услуги в рамках деятельности по ОМС; гарантий по выручке (оплате медицинской помощи за счет средств ОМС), включая достижение концессионером/частным партнером/оператором минимального прогнозного объема выручки в рамках программы ОМС.
Читать материал полностью

Минстрой дополнительно сообщает о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства на III квартал 2024 года
Приводятся, в том числе, индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ. Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщены дополнительно.
Читать материал полностью

Усиливается контроль за капремонтами в многоквартирных домах
Согласно тексту документа, работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме выполняются на основании договора строительного подряда, заключенного с индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, являющимися членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Требование о членстве в саморегулируемой организации не применяется в отношении государственных, муниципальных унитарных, казенных предприятий и учреждений. В случае принятия субъектом РФ решения о проведении в многоквартирных домах строительного контроля уполномоченным органом строительный контроль в процессе капитального ремонта, который осуществляется за счет средств, формируемых на спецсчете, проводится исполнительным органом субъекта РФ или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением. Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года.
Читать материал полностью

За противодействие проведению антимонопольных проверок будут налагаться штрафы
Установлено, что воспрепятствование законной деятельности должностного лица антимонопольного органа по проведению проверок соблюдения требования о запрете заключения недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения или уклонение от таких проверок, если это повлекло за собой невозможность ее проведения или завершения, влечет наложение административного штрафа: на граждан — в размере от 15 тыс. до 30 тыс. рублей; на должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей. Применительно к юридическим лицам размер штрафа будет зависеть от совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение. Так, если годовая выручка не превышает 120 млн. рублей, то размер штрафа составит 100 тыс. рублей, а, к примеру, если годовой объем выручки превышает 2 млрд. рублей, то юридическое лицо будет оштрафовано на сумму 2 млн. рублей.
Читать материал полностью