Какие послабления введут для страховых компаний, их клиентов и потерпевших
25 июля отсрочат повышенные требования к уставным капиталам страховых организаций. С 15 июля 2023 года упростят взаимодействие страховщиков и других лиц в сферах ОСАГО, а также страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов и перевозчиков пассажиров. Рассмотрим ряд изменений.

КС РФ проверил конституционность норм о прекращении залоговых прав кредиторов, не являющихся участниками строительства, при передаче имущества застройщика-банкрота созданному для защиты прав дольщиков фонду
Введение Федеральным законом от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ нового регулирования, регламентирующего порядок передачи объекта незавершенного строительства фондам, созданным для защиты жилищных прав граждан, иному приобретателю, и распространение его на ранее возникшие правоотношения ухудшают положение залоговых кредиторов. В указанной ситуации залоговые кредиторы могут претендовать на удовлетворение своих требований только в общей процедуре банкротства застройщика при наличии у него иного имущества, которого, как правило, застройщики не имеют. Залоговые кредиторы, не являющиеся по смыслу Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» участниками строительства, вступая в правоотношения с застройщиком до принятия Федерального закона от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ, не могли прогнозировать такое изменение регулирования, которое ведет к ухудшению их имущественного положения и к лишению их права на приоритетное удовлетворение требований за счет имущества, находящегося в залоге. Конституционным Судом также отмечено, что требования кредиторов по текущим платежам подлежат удовлетворению из имущества самого должника и тем самым не могут считаться требованиями, удовлетворение которых гарантировано. Если имущества застройщика-должника недостаточно, в результате чего удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам за счет его реализации становится невозможным, передача имущества должника соответствующему фонду, по существу, не является фактором, ухудшающим положение кредиторов по текущим платежам. Не соответствующими Конституции РФ признаны:

  • части 14 и 17 статьи 16 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» во взаимосвязи с пунктом 11 статьи 201.15-2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» — в той мере, в какой они не предусматривают необходимых правовых гарантий защиты прав кредиторов, не являющихся участниками строительства, при прекращении их залоговых прав в связи с передачей земельного участка, объекта незавершенного строительства фонду, действующему в целях защиты прав граждан — участников долевого строительства, в рамках дела о банкротстве застройщика;
  • пункт 5 статьи 201.10, абзац второй пункта 2 статьи 201.15, подпункт 1 пункта 8 статьи 201.15-1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» — в той мере, в какой они не допускают возмещения расходов, обеспечивающих завершение конкурсного производства, за счет фонда, действующего в целях защиты прав граждан — участников долевого строительства, если из обстоятельств дела не следует, что сумма долга не была бы получена кредиторами по текущим платежам, даже если бы имущество не было бы передано фонду. Оплата труда работников, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору непосредственно на том объекте незавершенного строительства, который передан фонду, должна осуществляться вне зависимости от указанного условия.

Федеральному законодателю надлежит внести в законодательство соответствующие изменения. До этого КС РФ установил настоящим постановлением временное правовое регулирование.

Обзор изменений и дополнений в Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
В первом квартале 2022 года вступили в силу многочисленные изменения и дополнения в Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», которые существенно влияют на правовое регулирование рынка новостроек. В обзоре рассматриваются эти изменения.

Госзаказчик незаконно отказался от контракта — ВС РФ обязал возместить подрядчику убытки
Стороны заключили контракт на работы. Исполнение обеспечили гарантией. Заказчик отказался от контракта, но решение признали незаконным. Подрядчик обратился в суд, чтобы взыскать убытки. Первая инстанция и апелляция взыскали:

  • частично расходы на гарантию. Подрядчик выполнил ряд работ и получил за них прибыль, значит, долю этих расходов уже компенсировали;
  • оплату по двум субподрядным договорам. Остальные заключили после отказа от контракта, их необходимость не доказали;
  • госпошлину.

Кассация изменила решения и отказала в части расходов на гарантию. По контракту любые затраты по обязательствам подрядчика, кроме непредвиденных, заказчик не возмещает, если их нет в смете. Предоставить гарантию — обязательство, поэтому оснований взыскивать такие расходы нет. ВС РФ с кассацией не согласился:

  • если исполнение сорвалось по вине заказчика, расходы подрядчика на гарантию образуют убытки. Подрядчик не может их уменьшить, поскольку ГК РФ не позволяет прекратить действие гарантии по его желанию. Первая инстанция и апелляция приняли верные решения;
  • довод кассации о том, что заказчик не должен возмещать расходы на гарантию, если это предусмотрели в контракте, неверный. Принцип свободы договора не допускает исключать или ограничивать ответственность за умышленное нарушение обязательств.

Суды напомнили: нарушение госконтракта не повод удерживать всю сумму обеспечения
Заказчик отказался от контракта, поскольку товар не отвечал его условиям. Поставщик потребовал вернуть обеспечение, так как документ перестал действовать. Заказчик отказал: по условиям сделки деньги возвращают, если все обязательства исполнили надлежащим образом. Суд поставщика не поддержал: в контракте закрепили право взыскать обеспечение из-за нарушений, их доказали. Апелляция и кассация решили иначе:

  • хотя стороны предусмотрели право удержать обеспечение из-за нарушений обязательств, ГК РФ и Закон N 44-ФЗ не позволяют сделать это полностью. В контракте тоже нет однозначного условия, что заказчик может удержать все деньги независимо от размера неустойки;
  • толковать положения контракта о спорном праве заказчика нужно в пользу слабой стороны — поставщика. Иначе заказчик смог бы неосновательно обогатиться;
  • удерживать обеспечение можно только в размере неустойки, если контрагент не уплатил ее по претензии. Заказчик не просил возместить убытки или выплатить неустойку. Контракт прекратил действие, значит, деньги следовало вернуть.

К сходным выводам приходил, в частности, АС Уральского округа.

На какие проблемы в госзакупках обратила внимание ФАС в обзорах практики за май 2022 года
Разместили противоречивую инструкцию по заполнению заявки. В извещении о строительной закупке не учли положения проектной документации. Ограничили общую сумму неустойки ценой контракта. Неверно указали объем привлечения субподрядчиков из числа СМП и СОНКО. Подробнее об этом в обзоре.

УФАС: оценка договора на всю сумму вместе с несопоставимыми работами нарушает Закон N 223-ФЗ
Участник закупки электромонтажных работ пожаловался, что опыт победителя оценили неверно. Должны были учесть только контракты (договоры) на сходные работы. Победитель приложил среди прочих договоры на ремонт, но из них не выделили стоимость нужных услуг и оценили на всю сумму. Заказчик пояснил, что не смог определить цену электромонтажных работ, поскольку те входили в комплекс ремонтных работ по договорам. Все они связаны между собой. Контролеры нашли нарушение:

  • учет договоров на полную сумму вместе с несопоставимыми работами не отвечает принципам равноправия и справедливости, а также порядку оценки заказчика. Договор, из которого нельзя выделить стоимость нужных услуг, не оценивают;
  • заказчик мог определить цену необходимых работ из смет к договорам на ремонт. Их указали в отдельных разделах.

Напомним, сходную позицию Московское УФАС занимало и ранее.

Минфин: в извещении о госзакупке не нужно указывать отдельное требование к участникам из-за санкций
Ведомство разъяснило, что запрет на сделки с участниками под санкциями не входит в число требований к поставщикам, подрядчикам и исполнителям. Заказчики и так устанавливают, что у контрагентов не должно быть законодательных ограничений на участие в закупках. Если участник подпадает под такие ограничения, заказчик:

  • отклоняет заявку;
  • отстраняет участника или отказывается заключать с ним контракт;
  • расторгает сделку.

Указывать в извещении нормативный акт об ограничениях и (или) перечень лиц, в отношении которых их установили, не нужно. Напомним, ранее Минфин отмечал: в извещении надо устанавливать требование о том, что участниками закупок не могут быть лица под санкциями.

На какие изменения в законодательстве следует обратить внимание
Законодателями и Правительством РФ в мае 2022 года принято довольно много нормативных актов, касающихся многих сфер жизни и деятельности граждан и коммерческих структур. В данном материале мы сделали подборку новшеств, которые, несомненно, представляют интерес для плательщиков налога на прибыль.

Минтрудом России скорректирован порядок назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей
Установлено, что при назначении пособий территориальными органами Пенсионного фонда РФ или Фонда социального страхования РФ решения о назначении пособий формируются в электронном виде и размещаются в Единой государственной информационной системе социального обеспечения.

Как оформить сделку купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на земельный участок?
Собственник доли в праве общей долевой собственности на земельный участок вправе распорядиться ею по своему усмотрению, в частности продать с соблюдением правил возмездного отчуждения доли, если такой земельный участок не исключен из оборота или не ограничен в обороте (п. п. 2, 3 ст. 209, п. 2 ст. 246, п. 1 ст. 260 ГК РФ).
Продажа долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, а также продажа доли в праве общей собственности на земельный участок, на котором располагается объект недвижимости, имеют определенные особенности и в настоящем материале не рассматриваются (ст. 35 ЗК РФ; п. 1 ст. 12 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ).
Для оформления сделки купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на земельный участок рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Ключевая ставка Банка России снижена до 8,00% годовых
Сообщается, в частности, что текущие темпы прироста потребительских цен остаются низкими, способствуя дальнейшему замедлению годовой инфляции.  Инфляционные ожидания населения и бизнеса заметно уменьшились, достигнув уровней весны 2021 года. Снижение деловой активности происходит медленнее, при этом внешние условия для российской экономики остаются сложными и по-прежнему значительно ограничивают экономическую деятельность. Банк России будет оценивать целесообразность снижения ключевой ставки во втором полугодии 2022 года. Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 16 сентября 2022 года.

Представлен обзор правовых позиций КС РФ и ВС РФ, принятых в первом квартале 2022 года по вопросам налогообложения
В обзоре приведены наиболее важные судебные решения, содержащие, в частности, следующие выводы:

  • при определении добытого полезного ископаемого в целях налогообложения необходимо принимать во внимание в совокупности сведения, содержащиеся в лицензии на пользование недрами, техническом проекте разработки месторождения, данных государственного баланса запасов полезных ископаемых, стандартах качества полезного ископаемого и иных документах налогоплательщика, являющегося недропользователем;
  • суммы налогов, уплаченные участниками группы в отношении дохода от искусственно разделенной деятельности, должны учитываться при определении размера налоговой обязанности по общей системе налогообложения налогоплательщика — организатора группы и по общему правилу не могут считаться уплаченными излишне (безосновательно). Иное не отвечало бы природе права налогоплательщика на возврат излишне уплаченных сумм налогов, которое по смыслу взаимосвязанных положений подпункта 5 пункта 1 статьи 21, пункта 1 статьи 38 и пункта 1 статьи 54 НК РФ возникает при избыточном налогообложении финансово-хозяйственной деятельности, не отвечающем ее действительным результатам;
  • по смыслу пункта 3 статьи 105.16 НК РФ налогоплательщик при подаче как первоначального, так и уточненного уведомлений о контролируемых сделках обязан известить налоговый орган обо всех контролируемых сделках, совершенных в предшествующем календарном году, и отразить в этих уведомлениях всю требуемую информацию;
  • исходя из положений статьи 139.3 НК РФ, несоответствие жалобы (апелляционной жалобы) утвержденной форме не является основанием для ненаправления жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган и (или) оставления жалобы без рассмотрения;
  • с учетом пункта 2.1 статьи 52, пункта 1.1 статьи 391 НК РФ сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, однако перерасчет налога может осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Верховный Суд РФ напомнил о недопустимости снижения температуры горячей воды в системах горячего водоснабжения в местах водоразбора ниже 60 градусов от установленной санитарными правилами
Признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац третий пункта 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170, в той мере, в какой он допускает отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора в закрытых системах горячего водоснабжения от требования законодательства РФ о техническом регулировании. Оспариваемый нормативный правовой акт, определяя правила по эксплуатации, капремонту и реконструкции объектов ЖКХ, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации, являющиеся обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления, допускает снижение температуры воды в системе закрытого горячего водоснабжения ниже 60°C. В соответствии с пунктом 84 СанПиН 2.1.3684-21 температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже плюс 60°C и не выше плюс 75°C. Указанные санитарные правила и нормы введены в действие с 1 марта 2021 года и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями. Согласно абзацу первому пункта 6.2 национального стандарта РФ ГОСТ Р 51617-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 г. N 544-ст, коммунальная услуга горячего водоснабжения потребителей в многоквартирном доме осуществляется в соответствии с законодательством РФ и должна обеспечивать круглосуточное, бесперебойное горячее водоснабжение в течение года. Таким образом, независимо от применяемой системы водоснабжения температура горячей воды должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C, что отвечает требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов. Вместе с тем недопустимо отклонение температуры горячей воды от параметров, установленных техническим регламентом. Снижение температуры горячей воды в системах горячего водоснабжения в местах водоразбора ниже 60°C от установленной санитарными правилами является нарушением правил предоставления коммунальных услуг. Верховный Суд в настоящем решении ссылался также на выводы, сделанные им в решении от 31 мая 2013 г. N АКПИ13-394 по аналогичному вопросу.