Конституционный Суд РФ постановил усилить меры ответственности в отношении доморощенных любителей «помахать кулаками»
Статья 116.1 УК РФ признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она не обеспечивает соразмерную уголовно-правовую защиту права на личную неприкосновенность и права на охрану достоинства личности от насилия в случае, когда побои нанесены или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, совершены лицом, имеющим судимость за предусмотренное в этой статье или аналогичное по объективным признакам преступление, ведет к неоправданным различиям между пострадавшими от противоправных посягательств, ставит лиц, имеющих судимость, в привилегированное положение по отношению к лицам, подвергнутым административному наказанию.
Конституционный Суд РФ, в частности, указал, что, дифференцировав публично-правовую ответственность за нанесение побоев в зависимости от их совершения впервые или повторно, федеральный законодатель не должен был игнорировать состояние предшествующей судимости за это деяние, поскольку она объективно свидетельствует о повышенной общественной опасности такого насилия и лица, его причинившего. Однако в статье 116.1 УК РФ ответственность установлена только для лиц, совершивших деяние в период, когда они считаются подвергнутыми административному наказанию. Истечение же данного периода означает оценку содеянного как административного правонарушения, причем впервые совершенного, даже если виновный имеет неснятую и непогашенную судимость по названной статье или за более тяжкое преступление, где побои выступают составообразующим признаком объективной стороны или ее составной частью.
ВС РФ разъяснил, меняется ли подсудность при уступке требования потребителя к финорганизации
Если гражданин уступил юрлицу или ИП требование к банку, страховой компании или иной финорганизации, иски цессионариев должны рассматривать арбитражные суды.
Верховный суд сделал еще одно важное разъяснение: цессионарий должен предварительно обратиться к финансовому омбудсмену, если ранее этого не сделал цедент-потребитель.
Напомним, финансовый омбудсмен рассматривает имущественные требования на сумму не более 500 тыс. руб. (исключение — требования в связи с нарушением страховщиком порядка возмещения по ОСАГО).О других разъяснениях, которые вошли в новый обзор практики Верховного суда, мы расскажем в ближайшие дни.
ВС РФ защитил право компании расторгнуть договор, несмотря на довод о преждевременности
Общество обязалось по договору с компанией (заводом) поставить оборудование, выполнить монтаж и пусконаладку. Завод внес полную предоплату.
В ходе завершающего этапа работ комиссия выявила недостатки. Однако сотрудники общества перестали работать и без предупреждения покинули завод.
Компания расценила это как нежелание общества исполнять обязательства. Использовать оборудование было невозможно. Поэтому она сначала предложила обществу демонтировать и забрать оборудование, а затем — расторгнуть договор, вернуть предоплату и уплатить договорную неустойку. Общество сочло расторжение договора преждевременным.
Первая инстанция компанию поддержала. Общество поставило некачественное оборудование. Недостатки нельзя устранить без несоразмерных затрат. Некоторые работы общество не выполнило.
Апелляция и кассация с компанией не согласились. По их мнению:
— она не доказала, что нарушения существенные;
— расторгать договор преждевременно;
— она не выяснила, почему общество не завершило работы;
— она не требовала устранить недостатки в разумный срок.
ВС РФ среди прочего отметил: апелляция и кассация не дали должной оценки нарушениям. Компания ссылалась на то, что из-за них лишилась ожидаемой прибыли.
Кроме того, сроки выполнения работ давно истекли. Компания правомерно попросила суд прекратить договор после его ненадлежащего исполнения контрагентом.
Письма о желании продолжить работы общество написало до выявления недостатков и ухода с завода. Оно не доказало, что приостановило работы по вине компании.
Однако первая инстанция тоже допустила ошибку. Суд не решил вопрос о судьбе оборудования, хотя взыскал с общества его стоимость.
ВС РФ направил дело на новое рассмотрение.