Материальный ущерб при правонарушении работника
Если вред имуществу компании был причинен в результате правонарушения работника, то материальный ущерб с него можно взыскать в полном объеме. Но только если работника привлекли к административной ответственности, что происходит далеко не всегда. Чтобы исключить ошибки в применении данного правила, законодатель недавно внес поправки в ТК. Однако этого, увы, недостаточно.
ВС РФ: рекламодатель не несет ответственности за эксплуатацию рекламной конструкции без разрешения
Компания разместила свою рекламу, не имея разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Нижестоящие суды сочли, что на этом основании рекламодателя нужно оштрафовать, однако ВС РФ с ними не согласился.
Ответственность за эксплуатацию рекламной конструкции без разрешения несет рекламораспространитель, то есть владелец этой конструкции.
Рекламодателя в данном случае к ответственности привлечь нельзя, если только он одновременно не является владельцем рекламной конструкции.
Такую позицию ВС РФ сформулировал также в Обзоре судебной практики в 2017 году.
ВС РФ: рекламодатель не несет ответственности за эксплуатацию рекламной конструкции без разрешения
Компания разместила свою рекламу, не имея разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Нижестоящие суды сочли, что на этом основании рекламодателя нужно оштрафовать, однако ВС РФ с ними не согласился.
Ответственность за эксплуатацию рекламной конструкции без разрешения несет рекламораспространитель, то есть владелец этой конструкции.
Рекламодателя в данном случае к ответственности привлечь нельзя, если только он одновременно не является владельцем рекламной конструкции.
Такую позицию ВС РФ сформулировал также в Обзоре судебной практики в 2017 году.
Верховный суд напомнил про «бонусы» для залогодержателя при банкротстве должника
После принятия к производству заявления о признании должника банкротом должник передал залоговому кредитору имущество в качестве отступного по кредитному обязательству. Конкурсный управляющий должника полагал, что этим залоговому кредитору было оказано предпочтение перед другими кредиторами. Нижестоящие суды поддержали конкурсного управляющего, сделка по передаче отступного была признана недействительной. ВС РФ с ними не согласился и отправил дело на новое рассмотрение.
Суд напомнил, что залогодержатель вправе получить удовлетворение своих требований за счет стоимости заложенного по кредитному обязательству имущества приоритетно перед остальными кредиторами в части 80% от стоимости данного имущества. Если такие требования удовлетворены вне очередности в рамках этих 80%, нельзя считать, что кредитор получил предпочтение.
Нижестоящие суды не должны были признавать сделку об отступном недействительной в целом. Им следовало определить долю оказанного по оспариваемой сделке предпочтения. На это обращал внимание еще ВАС РФ.
Как гендиректора за бесполезного подрядчика на 20 миллионов наказали
Как известно из ГК РФ и, например, Закона об ООО, руководитель обязан возместить компании убытки, причиненные его неразумным или недобросовестным поведением. Об этом говорил еще ВАС РФ и судебной практики на этот счет немало, но она продолжает пополнятся примерами «ошибок» руководства, которые ему дорого обходятся.
Так, АС Северо-Западного округа рассмотрел ситуацию, когда гендиректор ООО заключил с подрядчиком договор на разработку некоей концепции строительства ТЭЦ. Обошлась эта концепция в 20 млн руб., но, как выяснилось, была обществу абсолютно не нужна и не соответствовала проекту строительства, который на тот момент уже делал другой подрядчик. Кроме того, ООО оплатило работу до того, как она была сдана, а результат противоречил договоренностям. Привлечение бесполезного подрядчика суды расценили как недобросовестное поведение руководителя. Его не спасло даже то, что сделку одобрило общее собрание участников (это, кстати, распространенная практика).
Суд напомнил, когда ответственность исполнителя по госконтракту определяется специальными законами
Прокурор потребовал признать недействительными положения контракта, согласно которым ответственность страховщика за нарушение сроков выплаты страхового возмещения установлена по законодательству о контрактной системе. Суд согласился с заявленными требованиями, указав, что в этой части применяются нормы Закона об ОСАГО как специального по отношению к Закону N 44-ФЗ.
В практике уже высказывалось сходное мнение. Суды опираются на позицию ВС РФ по вопросу размера неустойки по договорам энергоснабжения.
Чтобы уменьшить риски судебных разбирательств, рекомендуем перепроверить документацию на закупку услуг ОСАГО и при необходимости скорректировать ее.
Госзаказчик вправе расторгнуть контракт, если поставлены неоригинальные товары
Заказчик, руководствуясь рекомендациями производителей копировально-множительной техники, предусмотрел в документации и контракте обязанность контрагента поставить расходные материалы конкретных товарных наименований. Поставщик предложил совместимые товары, но не оригинальные. Из-за этого заказчик расторгнул контракт в одностороннем порядке.
АС Поволжского округа встал на сторону заказчика, посчитав допущенное поставщиком нарушение контракта существенным. Суд отметил, что поставленный товар не был рекомендован производителем техники, с которой его планировалось использовать.
Полагаем, что подход суда справедлив для закупок запчастей к любой технике.
Суд: госзаказчик не отвечает за просрочку оплаты из-за отсутствия финансирования
Суд признал правомерным условие контракта, по которому заказчик освобождается от ответственности за просрочку оплаты выполненных работ, допущенную из-за несвоевременного поступления бюджетных средств.
На основании этого условия подрядчику отказали во взыскании неустойки с заказчика из-за просрочки оплаты выполненных работ. В постановлении отмечено, что просрочка оплаты совпадала с периодом, когда отсутствовало финансирование.
Несмотря на благоприятный для заказчика исход дела, не рекомендуем включать в контракт подобное условие. Оно не соответствует ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. В большинстве случаев суды, опираясь на позицию ВАС РФ, не признают отсутствие финансирования поводом для освобождения от ответственности.
ВС РФ напомнил банкам о том, что заемщикам, отказавшимся от страховки, надо возвращать деньги
Гражданин при заключении кредитного договора заявил об участии в программе добровольного коллективного страхования от потери работы, несчастных случаев и болезней заемщиков кредитов. Через пять дней заемщик отказался от страхования и потребовал вернуть денежные средства, уплаченные банку за страховку. Банк деньги не вернул — в документах стороны согласовали, что отказ от страховки возможен, но плата за нее не возвращается.
Рассматривая данный спор, Верховный суд напомнил, что все договоры добровольного страхования с физлицами со 2 марта 2016 года должны соответствовать требованиям ЦБ РФ к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования. На тот момент эти требования предусматривали возврат страховой премии при отказе страхователя от страховки в течение пяти рабочих дней со дня заключения договора страхования (сейчас этот срок увеличен до 14 календарных дней).